ЛОПУХИН, ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ (1756—1816) — русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор.
Происходит из старинного дворянского рода; внук двоюродного брата царицы Е.Ф. Лопухиной, первой жены Петра I. Отец Лопухина генерал-поручик Владимир Иванович Лопухин (1709-1797), был обер-комендантом в Киеве. Мать - Евдокия Ильинична (урожденная Исаева). Лопухин получил домашнее образование; в детстве записан унтер-офицером в гвардию (практически не служил по болезни). В 1782 вышел в отставку капитан-поручиком с присвоением чина полковника, поступил советником в Московскую уголовную палату (в 1784-1785 -ее председатель). Выступал за «умеренность в наказаниях», что послужило причиной его разногласий с генерал-губернатором Я.А. Брюсом и вынужденной отставки в 1785. В молодости увлекался философией просветителей (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), переводил П.А. Гольбаха (перевод впоследствии был уничтожен самим Лопухиным). Первое опубликованное сочинение Лопухина - «Рассуждение о злоупотреблениях разума некоторыми новыми писателями...» (М., 1780). К 1782 Лопухин - член нескольких масонских лож и «Дружеского ученого общества» Н.И. Новикова. С 1784 Досточтимый Мастер ложи «Блистающей Звезды» и надзиратель для всех «русских братьев». Один из участников и руководителей «Типографической компании» Новикова. Среди его друзей - известные масоны A.M. Кутузов, О.А. Поздеев, князь Н.В. Репнин. В 1780-1790-е гг. издал оригинальные и переводные работы, разъясняющие масонские доктрины. Из сочинений Лопухина наиболее известны: «Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели» (СПб., 1798, 1799 - на франц. яз.), «Катехизис истинных франк-масонов для употребления ищущих премудрости» (1790, на франц. яз.), «Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости» (М., 1791; 2-е изд. под названием «Искатель премудрости, или Духовный рыцарь»). После ареста Новикова Лопухин подвергся в апреле 1792 допросу и обыску, но в отличие от других участников кружка был оставлен в Москве под наблюдением, дав слово дворянина, что прекратит масонскую деятельность. В 1792-1796 занимался литературным творчеством, опубликовал переводы псалмов «Подражание некоторым песням Давидовым» (М., 1794), а также свое единственное драматическое произведение «Торжество правосудия и добродетели, или Добрый судья» (М., 1794). После вступления на престол императора Павла I Лопухин в декабре 1796 был вызван в столицу, назначен статс-секретарем; через 47 дней уволен. В январе 1797 назначен в 5-й Московский департамент Сената. В том же году вместе с сенатором Спиридовым послан с ревизией в Казанскую, Вятскую и Оренбургскую губернии. По итогам ревизии добился наказания за злоупотребления вятского губернатора, большинства губернских чиновников. Издал «Выписку наставлений и приказаний, данных гг. сенаторами при осмотре Вятской губернии в марте 1800 г.». В 1801-1802 по приказу императора Александра I вместе с Ю.А. Нелединским-Мелецким осматривал Сло-бодско-Украинскую губернию; благодаря вмешательству И.В. Лопухина было смягчено «бедственное» положение духоборов. В 1802-1805 был председателем Комиссии «для разбора споров и определения поместий в Крыму» (выезжал в Крым для рассмотрения споров между татарами и русскими помещиками по земельным вопросам). В 1806 наблюдал за порядком при формировании «земского войска» во Владимирской, Калужской, Рязанской и Тульской губерниях С 1807 - сенатор 8-го Московского департамента. В 1808-1809 под диктовку Лопухина были написаны «Записки о некоторых обстоятельствах жизни и службы сенатора И.В. Лопухина», широко распространявшиеся в списках. В августе 1812 Лопухин покинул Москву из-за вступления войск Наполеона, жил в подмосковном селе Савииское. В 1813 получил отпуск по состоянию здоровья, который неоднократно продлевал. Переехал в свое орловское поместье Воскресенское, женился на дочери московского купца М.Е. Никитиной. Издал сочинение «Нечто для размышления о молитве и сущности христианства» (Орел, 1814), в котором отстаивал идеал «внутреннего христианства» в противовес внешнему соблюдению христианских правил. Член Библейского общества (с 1814). Лопухин пользовался большой популярностью среди современников как пример честного и бескорыстного судьи, благотворителя и филантропа, человека, заботящегося не о себе, а о благе отечества. Имел и многих недоброжелателей, обвинявших его в лицемерии и скрытых пороках.(с) О.Сухарев