Tilda Publishing
ВЕЛИКАЯ ЛОЖА РОССИИ
Достопочтенная Ложа №44
Древнего и Принятого Шотландского Обряда,
законно основанная на Востоке города Перми
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧ
Митрополит МИХАИЛ (в миру ДЕСНИЦКИЙ, МАТВЕЙ МИХАЙЛОВИЧ) - (8(19) ноября 1761, село Топорково, Богородский уезд, Московская губерния — 24 марта (5 апреля) 1821, Санкт-Петербург), Митрополит Русской православной церкви; с 7 апреля (26 марта) 1818 года — на Санкт-Петербургской кафедре в сане митрополита, первенствующий член Святейшего Правительствующего Синода. Богослов и проповедник, автор ряда богословских сочинений; член Академии Российской (1802). Член Ложи "Умирающий Сфинкс", принадлежал к обществу «Теоретического градуса и внутреннего розенкрейцерского ордена».
Родился в семье сельского пономаря; в день своего крещения лишился отца. При поддержке митрополита Московского Платона (Левшина) окончил Троицкую семинарию (в Троице-Сергиевой лавре), слушал курс в Московском университете и изучал богословские науки в Московской академии.
В 1785 году хиротонисан во иерея к церкви Иоанна Воина в Москве.
В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца.
В 1799 году после смерти жены принял монашеский постриг и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря того же года — архимандрит Юрьева монастыря и законоучитель в 1-м Кадетском корпусе.
20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
18 декабря 1803 года переведён епископом Черниговским и Нежинским.
18 ноября 1806 года — архиепископ.
В 1813 году вызван в Санкт-Петербург; с 30 августа 1814 — член Святейшего Синода и Комиссии духовных училищ.
С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским.
С 16 июля 1816 года — член Совета Императорского Человеколюбивого общества; также, член Библейского общества, в каковом качестве участвовал в редактировании перевода на русский язык книг Священного Писания.
С 26 марта 1818 года, по удалении в Новгород впавшего в опалу митрополита Амвросия (Подобедова), — митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский; по кончине того, с 25 июня того же года — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, священноархимандрит Александро-Невской лавры.
30 (18) августа 1818 года — освятил домовой храм апп. Петра и Павла в госпитале на Б. Сампсониевском пр., д. 1.
7 сентября (26 августа) 1818 года — освятил церковь св. Двенадцати Апостолов в новопостроенном здании Санкт-Петербургской духовной академии.
Как и ряд иных иерархов той эпохи, находился в конфликте с влиятельным министром духовных дел и народного просвещения князем А. Н. Голицыным, насаждавшим идеи христианского универсализма; незадолго до своей кончины жаловался на него императору Александру I.
Портрет Михаила Десницкого был написан в период пребывания Боровиковского в масонской ложе «Умирающий сфинкс», к которой был причастен и сам герой портрета. Михаил Десницкий предстает перед зрителем в епископском облачении. Сочетание красного, черного и золотого создает насыщенную, торжественную и декоративную гамму. На груди у священника – панагия, крест, и два ордена – Святого Иоанна Иерусалимского и Святой Анны первой степени.
Судьба сводила этого человека со многими яркими личностями эпохи. В один из этапов жизни учеба Михаила Десницкого продолжилось в Филологической семинарии при «Дружеском ученом обществе», тесно связанным с Н.И. Новиковым. Именно в это время он особенно сблизился с масонами. Он слушает лекции в Московском университете, в Московской духовной академии. Получив блестящее образование, молодой священник был направлен служить в церковь Иоанна Воина, «что на Якиманке». Вся Москва собиралась на проповеди Десницкого, завороженная ясностью, легкостью и простотой, с которыми он излагал самые сложные нравственно-философские понятия. Сама Екатерина II дала самую высокую оценку его «Слову по случаю заключения мира России со Швецией».
Митрополит Михаил (Десницкий) был первоприсутствующим членом Св.Синода (фактически возглавлял Русскую православную церковь) с 1818 по 1821 годы, с 1799 по
1802 год и с 1814 года он входил в Св.Синод.
Все проповеднические труды митрополита Михаила можно разделить на 3 больших отдела. К первому принадлежит пространное Катехизическое учение, которое он предлагал своим слушателям в течение трех лет. Оно издано в 3-х частях в 50 отделениях.
Второй отдел составляют проповеди на воскресные и праздничные дни и на особые случаи, в числе 226 бесед, изданные в 6 частях, а также беседы, не приуроченные к известному времени, в трех томах, в числе 70 бесед. Третий состоит из проповедей о разных предметах христианской веры и нравственности, под названием "Труд, пища и покой человеческого духа", в семи книгах в числе 165 бесед. Кроме того, известен его неоконченный труд в количестве 30 бесед, в которых проповедник объясняет церковное богослужение для простого народа.
Митрополит Михаил был во всех отношениях достойный пастырь. Его особенностью было нежелание входить в столкновение с духовенством инославных исповеданий.
Кончина митрополита была мирной. Во время вечерни, когда в домовой церкви пропели: "Ныне отпущаеши раба Твоего..." - он предал дух.
Свидетель его кончины митрополит Филарет (Дроздов) писал о нем: "...за несколько дней до его кончины некто видел во сне, что высокий столп с венцами на верху, разрушился с громом. Сон, по моему мнению, очень справедливый... Впрочем, твердое основание Божие, конечно, не людьми поддерживается".
Скончался 24 марта 1821 года. Чин погребения его 29 марта в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Грузинский Варлаам (Эристов) (тогда на покое, присутствующий в Синоде); похоронен был «в новостроющейся церкви, заложенной им самим во имя Святаго Духа, и на теом месте, над коим назначено быть жертвеннику»